Как развивается эмоциональная сторона личности человека

Уважаемые родители, узнать, достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, Вы можете, пройдя несложный тест.

Помните, в первые 5 лет жизни ребенка именно взрослые являются ориентирами и маршрутами богатой эмоциональной жизни ребенка!

С помощью ответов попробуйте оценить свои взаимоотношения с ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда, может быть», «нет, почти никогда».
1. Все ли вам нравится в своем ребенке?
1. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
1. Смотрите ли на ребенка, когда он говорит?
1. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
1. Поправляете ли вы речь ребенка?
1. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
1. Хвалите ли вы ребенка?
1. Смеетесь ли вы с ним?
1. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
1. Часто ли обнимаете ребенка?
1. Играете ли вместе?
1. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
1. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
1. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего ребенка?
1. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
1. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
1. Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
1. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он сам успеет открыть рот?
1. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
1. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

КЛЮЧ:
«да, почти всегда» — 4 балла,
«иногда, может быть» — 2 балла,
«нет, почти никогда» — 0 баллов.

Если Вы в большинстве вопросов дали ответ «нет» или «иногда», проанализируйте, что Вы ещё можете сделать для повышения своей психолого-педагогической компетентности.

Как развивается эмоциональная сторона жизни ребенка.

Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он осваивает богатый мир эмоций. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, печаль, жалость, зависть, равнодушие и т.д. Возможно, родители задумываются над развитием эмоциональной стороны малыша, возможно, помогают ему объяснить его состояние, помочь пережить, справиться печалью – все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка. Родители зачастую поступают интуитивно, стереотипно, но важно знать и определенные закономерности развития и становления эмоционального мира ребенка. Так, мама не способная вынести малейшее страдание ребенка, каждый раз заслоняющая от него свое чадо, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Задача родителей в развитии эмоциональной сферы детей:
 помочь ребенку осознавать чувства, понимать свое эмоциональное состояние;
учить справляться с ними.

Для этого родитель может развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, расстроен, огорчен и т.д.).

Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:
 признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
 обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы – развиавающая (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он делал потом»);
 обсуждая с ребенком его чувства, не пытайтесь решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься от того, что Маше нужно вернуть игрушку»);
 предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе»).

Часто все, что требуется ребенку – это понять охватившие его чувство. Предлагайте ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.

В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное – не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.

С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, инициативный путь познания и доверия миру, либо замкнутый, зажатый, задача в том числе и родителей– направлять ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту.

Еще одна сторона эмоциональной жизни ребёнка, это эмоционально-волевое становление, и такая проблемная зона как – детское своеволие. Волевой протест – сложноевнутреннее эмоциональное состояние ребенка, малыш не просто забыл что-то сделать, а он смотрит в глаза и словно говорит: «Я знаю, чего ты от меня хочешь, но не сделаю. Так что ты мне сделаешь?». По сути, это вызов авторитету взрослого, потому что ребенку очень важно знать соотношение сил в мире, знать, кто сильнее, и знать границы своего поведения. Очень важно вовремя заметить этот вызов и правильно на него отреагировать: меры применяются не потому, что ребенок поступает безответственно, а потому, что нарушает сознательно соблюдение правил, которые хорошо знает. Родитель может и должен сформировать волю ребенка. Негативные тона воспитания задерживают развитие. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых.

С другой стороны, стоит учитывать, что если в общении детей и родителей много запретов и наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся невнимательны, что общаются с ним только тогда, когда он сделает что-нибудь неверно. В этом случае ребенок будет обязательно стараться делать все вопреки запретам.

Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного, ежедневной текучки. Независимость и самостоятельность есть возможность позиции «на этом стою». Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, а если и принимает ее, то не с позиции сотрудничества, а как что-то условное. Не просто так. Самостоятельность – мера независимости человека.

До середины 20 столетия исследователи соглашались с существованием пропасти между логическим мышлением и чувствами. В конце 50-е годы 20 века психологи обнаружили, что это различие связано с работой двух полушарий головного мозга, между которыми существует своеобразное распределение функций: левое отвечает за логическое, строгое мышление, а правое за творческое, чувственное познание мира. Позднее ученные пришли к выводу, что существует различие в реакции мальчиков и девочек на оценку их деятельности. Так, для мальчиков очень важно, ЧТО конкретно оценивается в их поведении, а для девочек – КТО их оценивает и КАК. Например, мальчику требуется излагать кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. его мозг не может удерживать долго эмоциональное напряжение и как бы «отключает» слуховой канал: ребенок перестает вас слышать и слушать. Мальчик может не реагировать на фразу «Я тобой доволен». Она лишена для него смысла, он обязательно должен знать, чем вы недовольны, и как бы вновь проиграть в памяти свои действия. Девочкам нельзя сразу сказать слово «плохо», т.к. бурная эмоциональная реакция помещает ей понять, за что ее ругают, что именно плохо в ее действиях и что надо изменить. Если взрослый не учтет этих различий, то его замечание просто не будет услышано! Сработают механизмы сенсорной защиты, мозг ребенка еще незрел, и поэтому он «отключается» от бесполезных для него влияний, в частности слов взрослого. Постепенно это может сложиться в привычку вообще не слышать, что говорит взрослый.

Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей. Проявляйте терпение. Служите примером своему малышу и всему миру детства!

Педагог-психолог Шемякина С.В.

Комментирование запрещено